Русская Майолика - керамика ручной работы (russian_mayolic) wrote,
Русская Майолика - керамика ручной работы
russian_mayolic

Category:

Венская фарфоровая мануфактура.

С именем Венской фарфоровой мануфактуры связано много интересных историй. Здесь и шпионские страсти, и предательство, и банкротства, и взлеты. Наверное, в Европе нет больше предприятия со столь насыщенной событиями историей.
Как и большинство фарфоровых мануфактур Европы, за исключением английских, Венская фарфоровая мануфактура была под патронатом императорского дома, создавалась на его средства и для раскрытия тайны фарфорового рецепта работали не химики-технологи, а императорские шпионы, банально утащившие рецепт фарфора с Мейсенской мануфактуры.
Венский фарфоровый завод (Императорская привилегированная фарфоровая мануфактура) был основан в 1718 году в Альзергрунде, неподалеку от Вены (район вошел в состав Вены в 1862 году). Это старейший в Европе фарфоровый завод, после Мейсена.




Технология производства мейсенского фарфора была полностью засекречена. Фарфор в Европе в те годы был дороже золота, его так и называли «драгоценное белое золото». Секретами его производства владели немногие, их называли «арканисты» — чародеи — от латинского слова arcanum «тайна». Это были химики-технологи и все они работали в Мейсене.
Венская мануфактура 1730
Тем не менее, Клавдий дю Покье —  курфюст в Саксонии, разузнал рецепт состава мейсенского фарфора и технологию его производства. Он смог по своим дипломатическим каналам с помощью императорского посла и секретного агента барона Дамиана Гуго фон Вирмонта переманить ремесленников из Мейсена в Вену и в 1718 году создать с их помощью второй в Европе фарфоровый завод.
Первоначально расположение завода было за пределами города для сохранения тайны. Императорский двор в Вене питал особый интерес в создании фарфоровой мануфактуры, поскольку хотел составить конкуренцию китайскому фарфору, пользовавшемуся бешеным спросом в Европе и получить мощный прилив денег в свою казну.
Поэтому, когда мануфактура была создана, император Карл VI подписал указ о персональной защите мануфактуры на 25 лет и монополию на производство фарфора на землях Габсбургов.
Однако, несмотря на столь мощные преференции, предприятие Покье было по уши в долгах и в 1744 году было выкуплено императрицей Марией Терезией Австрийской.
С этого периода изделия клеймились национальным гербом Австрии.

скульптура3
Изделия тех лет были кремового цвета и имели мягкий блеск и яркую окраску глазурями, по причине отсутствия необходимых запасов каолина. Этим они отличались от ослепительно-белых изделий Мейсенской мануфактуры. Тогда же предприятие переходит на производство мелкой скульптуры. Мануфактура делает  продукцию в модном в то время стиле игривого рококо, под влиянием работ французского художника Антуана Ватто. Период 1744-1784 годов называется "пластический период".

скульптура4
Это время расцвета скульптурного рококо в искусстве фарфора. Директором предприятия в этот период была Франц Иосиф Вольф Розенфельд. Выдающимися художниками этой эпохи были скульптор Иоганн Йозеф Нидермайер и Георг Рафаэль Доннер, который работал в качестве модельщика на заводе с 1747 по 1784 год.
Керамическая скульптура тех лет отличалась сюжетами и формами. Если в Мейсене делали в основном ослепительно-белые скульптурки на библейские сюжеты, то Венская мануфактура предпочитала жанровые бытовые сценки. Тут и девушки в платьях с букетами в руках, и дети — пухлые пупсы, но вполне реальные, с игрушками и конфетами. Мастера венской мануфактуры очень внимательны к деталям. Одежды героев проработаны с особой тщательностью, платья украшены кружевом, туфли бантами, точен каждый локон на прическе, каждая складка накидки, каждый цветок в руке. Движения и позы оживлены, лица улыбаются — это типичная венская пластика.

бидермайер4
С 1784 года, в период директорства на предприятии Конрада Зоргеля из Зоргенталя начинается живописный период, который и дал название фарфору того времени «зоргенталь-фарфор». Предприятие всегда было убыточным и император Иосиф II мечтал избавиться от него.
Но поскольку желающих приобрести предприятие не было, император был вынужден принять решение найти нормального управляющего, который мог бы вывести предприятие на безубыточность и отделить его от императорского двора.
Назначив Конрада Зоргеля управляющим император поступил вполне дальновидно, поскольку Зоргель был не только успешным предпринимателем, вытащившим уже два императорских предприятия из убыточности, но и обладал прекрасным художественным вкусом.
Именно Зоргель понял, что предприятие должно противопоставить что-то особенное Мейсену и Севру, которые в тот период были главными его конкурентами.
бидермайер5
И он смог придумать. Главной «фишкой» Вены стала сложная живопись по фарфору. На мануфактуре стали копировать пейзажи и античные сюжеты, обратились к классицизму в пластических работах. На завод стали принимать только живописцев, блестяще закончивших Венскую Академию Искусств. Во главе мастерских были поставлены выдающиеся художники того времени. Только так можно было превратить предприятие в равное Севру и Мейсену. И предпритие стало высоко-рентабельным, приносящим императору солидный доход.

бидермайер6
Но пожалуй, самым выдающимся периодом в истории Венской фарфоровой мануфактуры, создавшим целое направление в мировом искусстве был Бидермейер, продолжавшийся с 1805 по 1864 год, вплоть до самого закрытия завода. Этот стиль появился как реализация чаяний нового буржуазного класса. С одной стороны он несет в себе богатство и пышность ампира, предшествующего ему. С другой стороны, он является продолжением романтизма и идеализма, и отражает потребность в камерности и сентиментальности.
Несмотря на обилие позолоты и сложный рельеф, главным в изделиях периода Бидермейера всегда будет мягкая интимность, выраженная в тонкой и очень чувственной живописи по керамике. Бидермейер является логичным продолжением ампира, но одновременно с этим становится родным отцом модерна, продолжившим стремление в искусстве к интимности и естественности.
В 1864 году Венская фарфоровая мануфактура не выдерживает конкуренции с дешевыми чешскими изделиями и закрывается. Чтобы в 1923 году опять быть воссозданной в Аугартенском фарфоровом заводе, продолжающим традиции Венской фарфоровой мануфактуры до наших дней.

аургартен
аугартен2

Источник
Tags: авторская керамика, аугартен, беложгущие глины, бидермейер, венская фарфоровая мануфактура, глазури, керамика ручной работы, керамисты, фарфор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments