Русская Майолика - керамика ручной работы (russian_mayolic) wrote,
Русская Майолика - керамика ручной работы
russian_mayolic

Categories:

Неблагодарная эпоха забвения. Великие меценаты России.

Начало 20 века подарило России множество великих имен и множество шансов стать величайшей страной мира. К сожалению, это не сбылось.
Но мы должны помнить о людях той эпохи — талантливых энтузиастах и созидателях, настоящих патриотах своей страны, сделавших для нее бесконечно много. И наверное, должны пытаться соответствовать им и стараться в своей сегодняшней работе развивать начатое ими — во имя памяти предков и во имя будущего наших детей.
В нашей предыдущей статье мы писали о подвижнике мозаичного искусства художнике-мозаичисте Владимире Фролове. Сейчас мы хотим написать о Марии Тенишевой, княгине, художнике-эмальере, меценате и педагоге, создавшей в своем имении художественно-промышленные мастерские, сравнимые по значимости с Абрамцевской мастерской и возродившей эмалевое дело в России.


Княгиня Мария Тенишева, в девичестве Пятковская (1858—1928) — родилась 20 мая 1858 года в Санкт-Петербурге. Она была незаконнорожденной и слухи приписывают отцовство самому императору Александру Второму. Ее мать, Мария Александровна Пятковская, была женщиной достаточно властной и не питающей особо теплых чувств к своей незаконнорожденной дочери. Это усиливалось неудачным браком матери с первым отчимом Марии Тенишевой — Клавдием Степановичем Пятковским. Атмосфера в доме царила соответствующая и шестнадцатилетняя девушка нераздумывая «убежала» замуж за первого, предложившего ей руку.

Музей русской 3
Мозаика «Спас Нерукотворный» Николая Рериха
Но этот брак не сложился, ибо пытливый ум Марии и деятельный характер не позволяли ей ограничить свою жизнь типичными женскими занятиями — семьей, детьми, мужем. Тем более, что и муж не отличался выдающимися достоинствами и довольно быстро проиграл в карты унаследованное от предков состояние.
Она уехала в Париж, обучаться музыке и живописи, изучать историю искусств. И надо сказать, что она была весьма успешна в качестве оперной певицы — ее сопрано восхищались, а концерты давали сборы. Однако, она воспринимала пение, как некое баловство и что-то совершенно несерьезное, поэтому вернулась в Россию, несмотря на нужду и отсутствие средств к существованию.

русская старина
Всю свою жизнь она искала способы быть полезной обществу и русскому народу. Благодаря встрече с князем Тенишевым, она получила средства и поддержку в своих устремлениях.

  • «Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много». И. Я. Билибин

Мария Тенишева внесла неоценимый вклад в сохранение жемчужин народного творчества, коллекционированию которых она посвятила свою жизнь. Ее коллекции древних образцов народного искусства были настолько полными, что позволяли проследить развитие всех древнейших художественных центров России.
Она видит в этих коллекциях пособие для будущих народных умельцев, необходимый источник, способный развить народы России для будущих свершений.
И совершенно логичным продолжением коллекционирования "во имя сохранения"  является создание Тенишевой школы для крестьянских детей и центра народного творчества в Талашкино, где она обучает их не только грамоте и минимальным арифметическим навыкам, но и проводит занятия в художественных мастерских, давая действительно хорошее образование, развивая вкус и превращая грубые работы в настоящие произведения искусства — самобытные и великолепные.
теремок_печь3
В этом ее бесценный просвещенческий вклад, ставший попыткой переломить устоявшийся сословный уклад, и дающий возможность развития и потенциал будущего российскому крестьянству.

  • “Придите и владейте, мудрые. Влагаю дар мой в руцы ваша. Блюдите скрыню сию и да пребудут вовеки сокровища ея во граде Смоленске на служение народа русского” — написала Тенишева на эмалевом блюде 1911 года, на которое положила ключи от своего смоленского музея “Русская старина”.

В деревне Фленово она создает бесплатную аграрную школу, где кроме общеобразовательных и специальных сельскохозяйственных предметов в обучение вводились элементы эстетического воспитания. По замыслу Тенишевой школа должна была выпускать профессионалов-аграриев в помощь реформе Столыпина.
Она мечтает о создании художественных изделий на промышленном уровне. Она хочет, чтобы вещи, созданные по старинным образцам красоты вошли в жизнь и быт россиян, изменили их вкус и отвратили от дешевых подделок под европейский стиль. Это, кстати, актуально до сих пор.
Она хочет, чтобы в художественном процессе участвовали крестьяне. Смоленская область традиционно имеет множество промыслов, но изделия кустарей давно отошли от красоты народного искусства, давно грубы, аляписты и шаблонны. Крестьяне пытаются их улучшать, но не видя хороших образцов, работают примитивно.
гжельский кувшин из собрания Тенишевой
Мария Тенишева верит, что при правильном подходе можно возродить стремление русского человека к красоте, возродить живое, осмысленное применение орнаментов и забытых техник. В ее мастерских работают известные художники того времени — Коровин, Репин, Врубель, Рерих.
Они направляют и развивают вкус работников, под их художественным руководством народное творчество обращается к лучшим образцам и создаются настоящие шедевры. Изделия из ее мастерских успешно продаются в Москве в магазине «Родник» и регулярно вывозятся на городские и международные выставки. Восторгу нет предела. На выставке в Париже зрители не могут поверить, что эти дивные произведения искусства — крестьянское творчество, причем «из какого-то» Смоленска. Очень быстро талашкинские вышивки входят в моду и парижские модницы начинают носить блузы «а-ля рюс».
Дело Тенишевой из частного предприятия стало важным явлением культуры. О ней начали писать в столичных и зарубежных журналах. Парижский журнал «Декоративное искусство» написал: «То, о чем Джон Рескин мечтал в своем идеале, освобожденном от тины практической жизни — обновлении народного искусства, княгиня Тенишева осуществила полностью».

  • «Я сказала себе, что храмы, музеи, памятники строятся не для современников, которые большей частью их не понимают. Они строятся для будущих поколений, для их развития и пользы». М. К. Тенишева

эмаль
К сожалению, мечтам княгини Тенишевой не суждено было сбыться, как и многим другим начинаниям великих людей той эпохи. Кровавое месиво революции смело Россию и разбило надежды на превращение ее в великую и свободную державу. В 1919 году княгиня уехала из России, чтобы больше никогда в нее не вернуться.
переплет
Но мы не оставляем надежды, что наша земля способна родить личности, подобные княгине Тенишевой и, невзирая на столетнее искоренение русской культуры и народного искусства, Россия не утеряла своей способности снова и снова возрождаться из пепла.
могила
Tags: керамика, княгиня Тенишева, меценаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments