Русская Майолика - керамика ручной работы (russian_mayolic) wrote,
Русская Майолика - керамика ручной работы
russian_mayolic

Category:

Английский фарфор, история становления.


  • Фарфор (от персидского фегфур) — вид керамики, в основе белого цвета, просвечивающей в тонком слое, получаемой из специальных каолиновых сортов глины с добавлением кварца, полевого шпата и пластичной глины. Фарфоры бывают твердые, мягкие и костяные. По виду росписи - подглазурные и надглазурные. Твердые фарфоры отличаются крепостью и высокой сопротивляемостью температуре и кислотам. Мягкие - более разнообразны в возможностях живописи. Керамика была завезена в Британию римлянами, но сразу после ухода римлян керамическое производство, как искусство, прекратилось и осталось сугубо утилитарное и довольно редкое его применение.

Керамика была завезена в Британию римлянами, но сразу после ухода римлян керамическое производство, как искусство, прекратилось и осталось сугубо утилитарное и довольно редкое его применение.
Производство керамики вернулось только при Елизавете, что обусловлено обширной торговлей Великобритании — активно завозились мавританская майолика и китайский фарфор, в результате чего к этим товарам возник интерес у королевы, а потом и у всех остальных.

Веджвуд
Однако, в отличие от Голландии и Дании керамическое производство не патронировалось королевским домом и вся английская керамика создавалась исключительно с коммерческой целью, как товар, пользующийся спросом. А спрос был. Особенно на товары из Голландии, где к тому времени уже вовсю выпускалась дельфтская керамика. В результате англичане стали подражать Делфту и выпускать свои сине-белые керамические изделия, существенно худшего качества, но более дешевые.

Лидия_Двайт_дочь Джона Двайта 1674
Одним из первых известных нам гончаров, внесших серьезный вклад в развитие гончарного искусства в Великобритании был Джон Двайт, потомственный гончар из Фулхэма. Он вел оседлый образ жизни, и отличался педантичностью и ответственностью. Надо сказать, что материковые европейские гончары были «свободными художниками» и кочевали из страны в страну, работая то там, то здесь. Как, например, Йохан Волф, норвежец по происхождению, поработавший на многих производствах Европы. Керамист Джон Двайт был другого склада, он относился к своей работе серьезно и занимался не только ремесленным производством, но исследовательскими работами.

Джон_Двайт
Поэтому в 1677 году ему удалось изготовить каменную массу немецкого типа, создать соляную глазурь, а кроме того, начать работать с накладными рельефами, что позже развил Веджвуд. Джона Двайта называют отцом английской керамики.
Между тем, в 1745 году были изобретены гипсовые матрицы, что позволило перейти от кустарного производства к массовому.

Уилдоновское изделие - 1730 год
В середине 18 века в Великобритании работал еще один изобретатель — Томас Уилдон Фентон. Его керамика представляла собой посуду из глины, покрытую глазурью — так называемые «уилдонские изделия». Уилдон выпускал прекрасные работы, которые имитировались за рубежом. Он изготавливал из глины украшения на посуде в виде овощей и фруктов и делал целые сервизы. Наиболее известная его работа - сервиз «Цветная капуста». Томас Уилдон Фентон с 1754 года являлся также учителем всемирно известного Джозайа Ведвужа, самого знаменитого деятеля в истории английской керамики.

Wedgwood2
Джозайа Веджвуд требует особого описания. Это был совершенно уникальный человек, который в силу своего физического несовершенства (он в детстве лишился ноги) всю свою энергию посвятил изучению керамики и фарфора.
Неизвестно, как сложилась бы его жизнь, если бы он, потомственный гончар мог бы на равных работать со своими братьями. Но он не мог и занялся изобретательством и модернизацией существующей технологии. В результате он усовершенствовал уилдоновские глазури, улучшил традиционный английский фаянс, создал рецепт черной базальтовой и яшмовой масс, изобрел пирометр для регулировки обжига и первым начал применять граверные работы по керамике. Также он продолжил идею Джона Двайта с накладными рельефами и теперь мы можем любоваться знаменитыми Веджвудскими камеями.

Royal Wedding Plate, Charles Diana, Wedgwood, Jasper
Надо сказать, что изобретение яшмовой и базальтовой массы сравнимо по своей значимости с изобретением китайцами фарфора, ибо этот материал совершил переворот в керамике. Наверное, значение Веджвуда для керамики Британии можно сравнить со значением Врубеля для керамики в России. Про Веджвуда говорили, что он «превратил грубое и незначительное производство в элегантное искусство», и эта же надпись высечена на его надгробном памятнике.
Кроме выдающихся способностей Веджвуда как керамиста, стоит отметить его безусловное чутье художника. Уникальность Веджвуда в том, что он превращал образцы работ других мастеров и мануфактур в истиные шедевры, вызывающие больший интерес и восхищение, чем оригиналы. Королева Великобритании присвоила Веджвуду звание «керамиста Ее Величества», когда тому было 36 лет.
Еще одно известное керамическое производство - Royal Crown Derby было основано в 1750 году в сообществе  Андре Планша и  Вильяма Дьюсбери, с целью создания фарфора высочайшего качества, так называемого костяного фарфора.
Этот «промежуточный» фарфор между мягким и твердым, производится путем добавления костной золы в фарфоровую массу, благодаря чему фарфор делается полупрозрачным и очень твердым. Мануфактура в Дерби наиболее известна своими статуэтками.
В 1745 году в Челси была открыта еще одна фабрика по производству фарфора, специализирующаяся на стиле рококо. В 1769 году мануфактура в Челси слилась с фабрикой Дерби.

Урок музыки Челси 1758
В 1744 году в Боу работала фабрика, являющаяся одним из самых крупных предприятий в Британии. Ее специализация тоже была на костяном фарфоре.
Кроме того, именно в Боу впервые применялась техника оттиска с печатной формы на фарфоровую поверхность, когда краски рисовались на бумаге, затем прижимались к изделию, во время обжига бумага сгорала, а краски оказывались навсегда вплавленными в фарфор.

вустер_1770
В 1791 году основана фабрика Вустер (Worcester Porcelain), впервые выпустившая сервизы с добавлением мыльного камня. В Вустере подражали мейсенскому, севрскому и китайскому фарфору.

Минтон
А в 1793 году создана фабрика Минтона (Minton Porcelain), специализирующаяся на викторианских сюжетах и английском ампире.
Перечисление можно было бы продолжить, ибо Британия 18-19 веков занимала первое место в Европе по числу керамических мануфактур. Многие из этих предприятий работают до сих пор, хотя их изделия, за редким исключением, стали более утилитарными.
Однако и сейчас английский фарфор является образцом высокого качества и примером изысканного вкуса.

вустер_1882

Источник http://www.russian-mayolica.ru/page/england-ceramics/
Tags: Веджвуд, Вустер, Изразцы, Керамика ручной работы, Минтон, Челси, английский фарфор, керамика, фарфор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments